kinocalendar: (Default)
kinocalendar ([personal profile] kinocalendar) wrote2022-06-25 11:48 pm
Entry tags:

СИДНИ ЛЮМЕТ - РЕЖИССЁР "СТАРОЙ ШКОЛЫ"

   "Не существует правильного или неправильного способа поставить фильм. Я не верю в ожидания "великого" материала, способного породить "шедевр". Важно, чтобы исходный материал касался меня лично - в той или иной степени" - такими словами начал режиссер Сидни Люмет свою книгу "Как делается кино".

             Самой судьбой ему было предначертано служить искусству. Сидни родился 25 июня 1924 года Филадельфии в семье эмигрантов из Польши: его отец был актером, а мать - танцовщицей. Четырехлетним мальчиком Сидни вместе с родителями выступал на сцене еврейского театра Нью-Йорка и на радио, в тридцатые годы уже играл на Бродвее, а подростком дебютировал в кино.
2.jpg
Затем Люмет закончил Колумбийский университет и знаменитую Актёрскую студию Ли Страсберга.  В 47-м году он и другие выпускники этой студии,  Юл Бриннер и Эли Уоллах, создали Открытую бродвейскую актёрскую группу и ставили собственные спектакли. В 50-м году Люмета пригласили на СиБиЭс, где он снял несколько телефильмов и криминальных сериалов, и прошел путь от ассистента до ведущего режиссера этой телекомпании.
     На телевидении Люмет поднабрался опыта, и в 57-м году его пригласили в большое кино. К тому времени Сидни пользовался репутацией крепкого постановщика, блестяще работающего с актёрами. Возможно, это и послужило решающим доводом для  Генри Фонды, который выступал продюсером фильма "12 разгневанных мужчин" и намеревался сыграть в нем главную роль.  Картина  снята по пьесе Реджинальда Роуза, и  ее действие происходит в замкнутом пространстве небольшой комнаты жюри присяжных. 12 человек удаляются для вынесения вердикта по делу об убийстве. Одиннадцать из них при  первом голосовании признают парня виновным, и только один - герой Генри Фонды, выступает против обвинения. Каждый из присяжных торопится поскорее покинуть  душную комнату и отправиться по своим делам. Фильм начинается как скучная камерная судебная драма, но постепенно страсти накаляются.
4.jpg
   "Съемка целого фильма в одной-единственной комнате может вырасти в серьезную проблему, но это - главный драматургический элемент картины. По мере развития событий комната должна уменьшаться в размерах.  Сначала мы снимали выше уровня глаз, затем - ниже. К концу ленты стал виден потолок комнаты, и чувство клаустрофобии увеличивало напряжение. В финале, когда присяжные покидают зал заседаний, я использовал широкий объектив и поднял камеру выше уровня глаз. Мне это нужно было для того, чтобы впустить в фильм - после двух часов замкнутого пространства - воздух, и дать возможность вздохнуть полной грудью".
           Даже не зная  секрета, зрители ощущают это буквально: после символичного, очищающего ливня присяжные выходят из комнаты на чистые нью-йоркские улицы, признав парня невиновным, и  не совершив роковой ошибки. Люмету удалось передать психологическое напряжение момента, от которого зависит судьба человека. В этом ему помог, несомненно, великий оператор Борис Кауффман, родной брат нашего Дзиги Вертова.
6.jpg3.jpg
Дебютная картина "12 разгневанных мужчин" мгновенно прославила своего создателя: он удостоился номинации на "Оскар" как лучший режиссер 57-го года. В том же году фильм получил главную премию « Золотого медведя» на международном кинофестивале в Западном Берлине. Картина стала классикой жанра судебной драмы,  в американских университетах её уже более полувека в обязательном порядке показывают будущим юристам!
         После успешного дебюта Люмет остался верен хорошей драматургии, и в 60-е годы снял несколько профессионально крепких лент по пьесам Теннеси Уильямса, Артура Миллера, Антона Чехова. Особенно удачной оказалась экранизация автобиографической пьесы Юджина О' Нила "Долгий день уходит в ночь"
         "Правда состоит в том, что никто не знает магической формулы успеха". "Долгий день уходит в ночь" - всё, о чем только можно мечтать. С помощью всего четырех персонажей осуществляется доскональное исследование жизни в целом."
         Эту картину  Люмета  многие критики называли "заснятой на пленку пьесой". Самого режиссера камерность никогда не смущала.
        "Естественно, ведь я же использовал текст пьесы, и даже уходил в затемнение в конце каждого  акта. Я не скрывал театральности происходящего. Но критики не увидели сложной работы камеры.  Я горжусь этой работой именно как фильмом. И вот в чем причина: если вы возьмете крупные планы героев из первого акта и сравните их с крупными планами в четвертом акте, вы будете потрясены различием. Измученные, изможденные, опустошенные лица в конце не имеют ничего общего с гладкими умиротворенными физиономиями из начала картины. И дело не только в исполнительском мастерстве, важную роль имели и положение камеры и объективы: длиннофокусные для съемки  Кэтрин Хэпберн, утопающей в наркотическом тумане, и широкоугольные - для мужчин, жизнь которых разваливается на куски."
         Диалоги -  любимый конек Люмета. Именно этим режиссер достигает динамики и психологического накала. Напряженный словесный поединок героев, ситуация нравственного противостояния и темпераментная игра актёров для него куда важнее движения на экране. И, несмотря на камерность, фильмы Люмета интересно смотреть.
     "Я думаю, причина заключается в том, что я люблю диалоги. Мнение о том, что диалоги некинематографичны, неверно. Многие фильмы 30-х и 40-х, "золотой эры Голливуда", кажется, состоят из одних только диалогов".
12.jpg
     Сидни Люмет любит не только диалоги, но и сложные персонажи, а, следовательно, и хороших актёров. В экранизации классического детектива  Агаты Кристи "Убийство в Восточном экспрессе" режиссер собрал блестящий ансамбль звезд: Ингрид Бергман, Альберт Финни, Жаклин Биссет, Ванесса Редгрейв, Лорен Бэколл, Майкл Йорк. Хорошо зная актерский хлеб, Люмет уважал исполнителей, и часто шел им навстречу.
          "Я хотел, чтобы  Ингрид Бергман сыграла русскую княгиню Драгомирову. А она хотела играть простодушную шведскую горничную. Я решил непременно снимать Ингрид Бергман. И позволил ей сыграть горничную. Она получила "Оскар". Вспоминаю об этом как о примере чрезвычайно важного актерского самоощущения".
       Люмет верил, что "в кино не бывает ничего малозначительного". Для стилистики фильма очень важны оформление и костюмы. Героев романа Агаты Кристи режиссер одел в роскошные туалеты: смокинги, вечерние дамские платья, боа, воротники из горностая, шляпки с перьями, лайковые перчатки.
        "Мы прекрасно знали, что никто не одевается в дорогу подобным образом. Но мы не собирались имитировать настоящие дорожные костюмы. Нашей задачей было погрузить зрителя в мир, ему неведомый, воссоздать блеск ушедшей эпохи."
11.jpg
  Специально из Бельгии были выписаны подлинные вагоны начала века. Стеклянные панели, настоящее  столовое серебро, бархатная обивка сидений - все было воссоздано с особой тщательностью и любовью. Сцена отправки Восточного экспресса со Стамбульского вокзала была для режиссера очень важна. Вот сейчас состав отойдет от перрона и в пути произойдет преступление: кто-то окажется жертвой, а кто-то - подозреваемым.
             "В эпизоде отправки поезда сосредоточилась красота и ностальгия, тайна, интрига и изысканность, которые мне хотелось придать всей ленте. Главным "блюдом" было богатство."
              Цветовая палитра фильма  для Сидни Люмета еще одна важная часть формы: она создает не только фон, но и настроение. Социальная драма "Вердикт" с Полом Ньюменом в главной роли  - "фильм о человеке, над которым довлеет его прошлое". Режиссер добился от художника, чтобы в картине преобладали осенние краски, даже павильоны были выкрашены в коричневые и терракотовые тона, а цветовая гамма была умело совмещена со старой архитектурой. В результате фильм воспринимается, как и задумал режиссер - как олицетворение заката жизни героя.
             Другой фильм  - "Телесеть", - об американском телевидении, с которым Сидни Люмет был знаком очень хорошо.
7.jpg8_.jpg
  "Мы снимали фильм о коррупции. И коррумпировали камеру. Вначале - почти натуралистические кадры, по мере развития сюжета раскадровка становится все более сдержанной и формальной.  А свет все более искусственным. Предпоследний эпизод, в котором Фэй Данауэй, Роберт Дювалл и три чиновника от телевидения в серых костюмах решают убить Питера Финча, был освещен наподобие рекламного ролика. Камера была предельно статична, уподоблена фотоаппарату. Словно она тоже пала жертвой телевидения".
10.jpg
         Криминальные фильмы с участием Аль Пачино - "Собачий полдень"  и "Серпико" Сидни Люмет снимал в Нью-Йорке, где, впрочем, поставлено большинство его картин. В "Серпико" Пачино сыграл честного полицейского, "белую ворону" в своем департаменте. Чужой среди своих, он ведет расследование,  каждый день натыкаясь на враждебность коррумпированных коллег. Большой город у Люмета становится идеальной декорацией для того, чтобы показать одиночество героя.
5.jpg9.jpg
       Люмет всегда делал ставку на "актёрское кино". В свою картину "Семейный бизнес"  он пригласил блестящую троицу: Шона Коннери, Дастина Хоффмана и Мюттью Бродерика  и связал их семейными узами. Дед, отец и сын - благородные жулики,  организуют идеальное ограбление. Фильм имел большой успех в прокате, но после премьеры  Люмет признался, что никогда не испытывал таких трудностей на съемках - слишком уж разными по темпераменту оказались Шон Коннери и Дастин Хоффман, они постоянно конфликтовали между собой. Режиссер поклялся никогда больше с ними не работать.
            Разменяв восьмой десяток, Люмет в 1997-м году снял  динамичный криминальный триллер "Ночь опускается на Манхеттен" с Энди Гарсия и Ричардом Дрейфусом.
           Даже снимая в разных жанрах, мастер психологического кино Сидни Люмет не изменял себе никогда: больше всего его интересовал человек, не вписывающийся в общество.
  Люмет четырежды номинировался на премию "Оскар" как режиссер, но  получил золотую  статуэтку  “почетный Оскар” только в 2005 году.
14.jpg
А спустя два года удивил зрителей и коллег крепким триллером “Игры дьявола” с Итаном Хоуком и Филиппом Сеймуром Хоффманом. Этот фильм стал последним в биографии режиссера.
            Критики признавали высокий профессионализм  Люмета, хотя и упрекали  его в отсутствии индивидуального стиля. Одни называли его ремесленником, другие – виртуозом режиссуры. Но самым строгим судьей для Люмета всегда был он сам.
15.jpg
    " Моя работа заключается в том, чтобы нести ответ за каждый кадр. Два фильма я снял ради заработка. Три - потому что люблю работать, и не мог больше выносить простоя. На этих лентах я работал с такой же самоотдачей, как и на остальных. Я знаю, что повсюду в мире есть молодые люди, копящие по крохам деньги на постановку первых студенческих лент. Кто-то из них мечтает о деньгах и славе. Но есть единицы, стремящиеся поведать о том, что их волнует. Они-то и хотят снимать хорошее кино".

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting